Из статьи «Джеймс Франко новый Джеймс Дин и не только» (2003 г.) ─ Давайте поговорим о фильме «Джеймс Дин», который поставил на телевидении режиссер Марк Райделл.
Взятый на роль за удивительное внешнее сходство с Дином Франко сумел сделать заявку на статус серьезного актера. Ему удалось углядеть за обликом молодежного кумира эмоционально ранимого и чрезвычайно закомплексованного парня.
─ Не страшно ли было лезть в душу Дина, который до сих пор считается самым непонятым человеком в Голливуде?
─ О, очень страшно! - охотно признается Франко. - Должен вам сказать, что никто не заставлял меня идти так далеко. Наоборот, меня часто спрашивали: «Эй, парень, что ты делаешь?» Но я не мог иначе. Я знал, что на меня легла огромная ответственность и что мою работу будут оценивать очень пристрастно. Я не имел права на ошибку.
Роль Джеймса Дина принесла Франко заслуженную премию «Золотой глобус», и даже сейчас, почти два года спустя, многие люди воспринимают его как «нового Джеймса Дина».
─ Я думаю, что Джеймс Дин один из лучших американских актеров, - говорит Франко. - В любом случае Дин был одним из самых влиятельных актеров своего времени. Он шел по стопам Брандо, но смог добиться большего. Он наполнял каждую свою роль какой-то удивительно трагической незащищенностью. Для того времени это было революционным открытием. Он мог стать на экране совершенно реальным. Все мы можем только мечтать о повторении его достижений. Но каждый актер - личность, не похожая на других, - добавляет Франко. - Поэтому сравнения бессмысленны. Мне льстит, когда меня с ним сравнивают, но я стану старше, а он - нет. Я надеюсь, что в будущем смогу продемонстрировать достаточно широкий актерский диапазон, чтобы избавиться от прозвища «новый Дин».
Тем не менее Джеймс Франко признает, что его подход к ролям очень похож на методы Джеймса Дина:
─ Я стараюсь влить в каждую роль как можно больше себя самого, потому что только так можно добиться ощущения реальности.
По словам Франко, он рискнул взяться за эту роль только после того, как узнал, что режиссером фильма о Джеймсе Дине станет Марк Райделл.
─ Он хорошо знает то время и проблемы, которые стояли перед актерами. Он сам был актером. Многие его предыдущие картины посвящены соперничеству между отцами и сыновьями, сложным семейным отношениям. Он хорошо понимает человеческую психологию. Он понимал меня и рядом с ним я чувствовал себя в безопасности на съемках. Он не удивлялся тому, что я не выхожу из роли между дублями. Дин работал точно так же - он был, как натянутая струна, как постоянно болящий нерв, он отдавал роли всего себя. Я старался быть таким, как он, - говорит Франко.
По совету своего учителя актерской игры Роберта Карнеги, Франко изолировал себя от окружающего мира на целых четыре месяца - на весь период съемок «Джеймса Дина». Он поселился в мотеле и не контактировал ни с друзьями, ни с родными, ни с подругой жизни.
─ Дин был очень одиноким человеком, - говорит Джеймс. - Он потерял мать, отец от него отказался, он жил один. У меня, напротив, очень хорошая, дружная семья, которая всячески меня поддерживает. У меня отличные друзья, в моей жизни есть Марла. Как мне понять Дина? Я решил временно приблизить свою эмоциональную ситуацию к той, в которой оказался Дин. Я хотел понять, что значит остаться в одиночестве. Мне пришлось тяжело. Марле тоже было тяжело. Но когда она посмотрела готовый фильм, то сказала, что он того стоит.